Андрей Микитюк (amikityuk) wrote,
Андрей Микитюк
amikityuk

Categories:

О книге Эшли Эванса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Илона Маска довольно плохо знают в России, поэтому рецензию на эту книгу сложно начать с перечисления ее художественных достоинств. Книгу непонятно о ком никто читать не захочет, поэтому я решил, что сначала расскажу об Илоне Маске и его проектах. Если вдруг вы принадлежите к счастливому меньшинству тех, кто следит за деятельностью Илона, то не стесняйтесь и пропустите следующие три абзаца.

Илон Маск родился и закончил школу в ЮАР. Оттуда он перебрался в Канаду, а потом – в США, в престижный университет Пенсильвании. Маск начинал как типичный герой айтишных историй успеха – создал карту-каталог Zip2 (что-то вроде современных Гугл-карт) и продал её Compaq, заработав на этом 10 миллионов долларов. Эти деньги он вложил в создание интернет-банка X.com. Нужно сказать, что дело было в 1999 году, когда слова «банк» и «интрнет» редко стояли в одном предложении, а совершение банковских операций через интернет казалось вредной и опасной идеей. Однако, дело пошло. Через какое-то время X.com объединился с PayPal, а в 2002 году Маск продал объединенную компанию eBay за полтора миллиарда долларов. Принадлежащая ему лично доля компании составила 165 миллионов.

В 2002 году типичная IT-история перестала быть таковой – Илон основал SpaceX, компанию, которая планировала запускать в космос ракеты, а своей стратегической целью Маск назвал колонизацию Марса. В 2003 году Маск профинансировал молодой стартап по производству автомобилей под названием Tesla, а в 2006 году – стартап своих кузенов SolarCity, который занимался установкой батарей, работающих на солнечной энергии, на крыши домов. Все эти три стартапа объединяло одно: большая часть людей, считала их идиотской и безрассудной тратой денег.

Долгое время скептики торжествовали – все компании чуть было не приказали долго жить в 2008, когда грянул финансовый кризис, а миллионы Маска подходили к концу. Три ракетных запуска SpaceX провалились; у Tesla все еще не было ни достойного продукта, ни промышленных мощностей. Дело шло к банкротству. Однако, Маску повезло – четвертый запуск ракеты Falcon оказался успешным, и компания смогла получить полуторамиллиардный контракт с НАСА. У Tesla дела тоже наладились: в кризис удалось по дешевке купить завод, с которого ушла Toyota, и начать производство. Model S и Model X оказались очень успешными в премиальном сегменте, и сейчас Маск готовит к запуску Model 3 – бюджетный вариант электрокара.

Главная проблема написания книги об Илоне Маске заключалась в том, что он не очень-то желал делиться подробностями ни о своей жизни, ни о своих компаниях. SpaceX – даже не публичная компания, поэтому доступной информации о ней совсем мало. Однако Эшли Эванс оказался не менее упертым, чем сам Маск, и через пару лет добился-таки расположения Илона. В награду он получил десятки часов бесед как с самим Маском, так и с его топ-менеджерами. При этом книга не превратилась в рекламную брошюру, воспевающую Tesla и SpaceX – поначалу Маск хотел получить возможность вносить правки в черновик в обмен на свою помощь, но Эванс не согласился на это и смог отстоять эту позицию. В итоге получилась книга, которая показывает Илона Маска настолько разносторонне, что не сразу и понимаешь – симпатизируешь ты герою или нет. С одной стороны, он визионер и эффективный управленец, а с другой – слишком уж эмоциональный мечтатель, компании которого чудом не развалились и не обанкротились. К концу книги сомнений не остается – автор восхищается Маском, и это восхищение передается читателю.

Поводов для восхищения два, первый из них – управленческий. Маск делает невозможное, делает это с упорством и адской, нечеловеческой энергией. За несколько лет с бюджетом всего 200 миллионов коммерческая компания с нуля создала ракеты, способные летать в космос, и делать это гораздо дешевле, чем кто-либо из конкурентов. В частности SpaceX стала первой частной компанией, ракеты которой пристыковались к МКС. Делает он это крайне простым способом – с фантастическим упорством нанимая лучших людей, требуя от них невозможного и убирая все преграды с их пути. По сути SpaceX сделала этакий agile в разработке ракет – сконцентрировалась на продукте вместо процесса, максимально усилила взаимодействие между инженерами (авторами требований) и техниками (разработчиками) и дала возможность быстро делать и опробовать изменения (автоматизированные тесты и отсутствие лишних ограничений в процессе).

Второй повод для восхищения – технологический. Маск делает те вещи, которые еще вчера казались невозможными. Дешевые ракеты. Красивые и быстрые электрокары, не воспринимающиеся как посредственная замена нормального автомобиля для фриков-гринписовцев. Он не концентрируется на деньгах, мечтает смело, делает красивые продукты, и уделяет внимание деталям. В этом смысле он похож на Стива Джобса, поэтому их так часто сравнивают. В остальном, правда, на Джобса он похож мало, поэтому сравнивать приходится очень осторожно.

В качестве заключения, я вам настоятельно рекомендую прочитать эту книгу, несмотря на довольно высокую цену (1077 рублей за бумажную и 499 рублей за электронную версию). Все проекты Маска могут показаться неактуальными для России, но, как ни странно, именно для нее они очень важны. Скоро всем станет понятно, что электроавтомобили стали лучше, надежнее и безопаснее классических. Пройдет 10 лет, и они вдобавок станут гораздо дешевле по совокупной стоимости владения: электричество дешевле бензина, плюс электрокары дешевле в обслуживании – у них гораздо меньше трущихся частей. А это значит, что через 20-30 лет, когда электрокары массово заменят существующий парк машин, мировой спрос на нефть неизбежно упадет. И этого мы уже не заметить не сможем.
Tags: books
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments