default

Стрекоза и Муравей

У меня тут случился мощный культурологический шок от осознания того, что басня «Стрекоза и муравей» – не о том, что муравей хороший, а стрекоза плохая. Хотя если читать эту басню только в известном переводе Ивана Андреевича Крылова,  то там написано именно это: стрекоза летом не работала, в отличие от муравья, поэтому так ей и надо, пусть зимой голодает.

Крылов переводил басню француза Лафонтена 17-го века, а тот, в свою очередь, переводил древнегреческий вариант Эзопа. На эту тему есть большая статья, я не буду пересказывать ее целиком, а предлагаю только посмотреть на акценты, которые расставил Крылов, переводя Лафонтена. Забавно, что во французском языке оба участника этого разговора – женщины: la cigale и la fourmi.

Сравните:
Лафонтен (буквальный перевод) Крылов
Кузнечик, пропев
Все лето,
Оказался лишенным всего,
Когда подул северный ветер.
Нет ни единого кусочка,
Ни мушки, ни червячка.
Он пошел рассказать о своем голоде
К Муравью, своему соседу,
Прося его одолжить ему
Какое-нибудь зернышко, чтобы просуществовать
До нового сезона.
«Я вам заплачу, - сказал он,
До августа, (вот вам) слово насекомого,
(Верну вам) капитал с процентами».
Муравей в долг не давал:
Это был самый маленький его недостаток.
«Что вы делали в теплое время года?»
Спросил он заемщика.
- Ночь и день напролет
Я, с вашего разрешения, пел.
- Вы пели? Вот это да!
Ну, хорошо! Продолжайте (в том же духе), пляшите».
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле:
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждый ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
- «Кумушка. мне странно это:
Да работала ль ты лето?»
- Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
- «А, так ты...» -
«Я без души Лето целое все пела».
- «Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

У Лафонтена образ кузнечика вызывает сочувствие. Не факт даже, что его пение – это развлечение. Есть, например, точка зрения, что в этом образе показан представитель «креативного класса» того времени, который в условиях благоприятной экономической конъюнктуры может себе позволить работать на творческой работе, а когда в экономике наступает «зима» (заканчиваются легкие деньги) – теряет средства к существованию. На такую трактовку вроде как намекает Эзоповский оригинал, где кузнечик на вопрос о лете отвечает «Не отдыхал (= не был праздным), но пел (букв. пребывал поющим)».

В качестве альтернативы можно предположить, что пение кузнечика все-таки не было работой, так что либо он работал на не очень напряженной работе, оставляющей время для удовольствий, но не приносящей достаточно денег, чтобы делать запасы, либо вообще был дауншифтером. Эта неопределенность вызвана тем, что Лафонтен пишет очень просто «Кузнечик, пропев все лето…», не детализируя и не придавая этой деятельности окраску.

Что делает Крылов?

Во-первых, он добавляет деталей, рассказывая о том, как именно стрекозе было хорошо, и как можно было не работать («Как под каждым ей листком был готов и стол и дом»).

Во-вторых, он кардинально меняет запрос стрекозы к муравью. У Лафонтена она просит «какое-нибудь зернышко, чтобы просуществовать», и главное – просит под проценты, с обещанием отдать! У Крылова стрекоза выглядит наглой теткой, прося «до вешних только дней прикорми и обогрей» (по анекдоту: «так кушать хочется, что переночевать негде»).  Здесь Крылов сместил акценты гораздо сильнее: человек, который просит в долг на еду, да еще и готов брать под проценты, вызывает сочувствие, и даже в некотором смысле уважение – понимает, что деньги не бесплатные. А человек, который напрашивается тебе на четыре-пять месяцев бесплатно пожить, вызывает ощущение, что он окончательно обнаглел.

В-третьих, Крылов однозначно решает вопрос о том, считать ли деятельность стрекозы работой – у него на вопрос: «А работала ль ты летом?» - она отвечает: «До того ль голубчик было», то есть говорит - нет.

В итоге, в варианте Крылова басня становится довольно линейной – недальновидная стрекоза, вовремя не напряглась, в отличие от запасливого муравья, за что и поплатилась. Так ей и надо.

У Лафонтена смысл глубже. Интересно, что он скорее предлагает нам поразмышлять над поведением муравья, а не стрекозы (с ней как раз все понятно). С одной стороны, муравья можно понять – времена голодные, он и сам, вероятно,  концы с концами сводит. С чего он будет давать кому-то в долг, плюс еще большой вопрос – отдаст ли. Он же не банк, в конце концов.

Однако, так же очевидно, что у него в душе есть зависть – он тоже хотел бы вместо тяжелого труда «петь» (в нашей аналогии – даушнифтить или, хотя бы, просто работать поменьше). Именно поэтому он не просто отказывает, а делает это с хамским, издевательским комментарием «так пойди же попляши» (эта фраза, видимо, является ключевой и есть во всех вариантах текста, начиная с Эзопа).

Эта проблематика вполне актуальна – посмотрите, например, на то, с каким упоением смакуют сейчас офисные работники проблемы бывших дауншифтеров, которым больше не хватает денег от сдачи московских квартир для того, чтобы жить в теплом раю, не работая или занимаясь необременительными делами. Почитайте хотя бы вот эту статью в «Вечерней Москве» - яд так и капает.

Так что Лафонтен ставит перед нами очень философские вопросы: как влияет ощущение справедливости на чувство нашего благородства? Нужно ли помогать людям, попавшим в беду, если они «сами виноваты»? Должна ли быть «милость к павшим»? И так далее.

А у Крылова, несмотря на красоту его перевода, кейс для размышления над сложными вопросами этики, стал басней для второго класса.
default

О книге «Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения»

С одним из авторов книги, Сергеем Абдульмановым, я познакомился на «лаборатории» по геймификации - совместном проекте Coursera и Digital October, на котором мы встречались по субботам и в дополнение к реальному курсу слушали лекции российских бизнесменов и разбирали разные кейсы. Сергей прочитал несколько замечательных лекций по игровым механикам, а блог Мосигры на Хабре, о котором я до знакомства не знал, оказался фантастически интересным источником информации обо всем на свете – бизнесе, управлении, книгах, играх, психологии, написании рекламных текство и куче всего другого (если будете читать, лучше начинайте с ранних постов).

Вообще надо понимать, что Мосигра – это довольно интересная контора, которая занимается продажами настольных игр в розницу и через интеренет, со своим франчайзингом и собственным производствоа. Сейчас это мало кого удивляет, но когда они открывали компанию, отношение к настольным играм у населения было как к исключительно детскому развлечению (максимум – «Эрудит» и «Монополия»). Была еще небольшая прослойка гиков, которые заказывали игры за рубежом и фанатели от сложности – только чтобы понять правила среднестатистической игры из их коллекции нужно было потратить пару-тройку часов. Эти люди готовы были тратить деньги на игры, но предпочитали покупать дешево и напрямую, а не у российсих посредников. Собственно говоря, основатели Мосигры тоже были такими гиками – но они увидели возможность для создания нового рынка в России, и решили его развивать.

Возвращаясь к кнгие, ощущения у меня довольно смешанные. С одной стороны – книга интересная и читается за вечер на одном дыхании. С другой – у меня сложилось ощущение, что я это все уже читал в блоге, причем в расширенном варианте. Видимо, частью деталей пришлось пожертвовать, чтобы вписаться в формат. Поэтому книга мне понравилась, но ожидал я все равно большего.

Что мы имеем в итоге? Неплохую книгу, которую можно читать и как советы по бизнесу, и просто как сборник баек от интересных людей, занимающихся интересным делом. И это, в общем, неплохо.

p.s. Оказалось, что Сергей на днях написал свой пост об этой книге, где подтерждает - да, это действительно блог Мосигры, переписанный в формат книги.
default

О книге Майкла Льюиса «Flash Boys. Высокочастотная революция на Уолл-стрит»

Если вы не знакомы с творчеством Майкла Льюиса, то он пишет художественные книги о банках на Уолл Стрит, стратегиях, кризисах и прочих подобных вещах. Рецензия будет короткая, потому что книга мне не понравилась.

Сюжета у книги нет, поэтому рассказываю суть. Когда-то акциями торговать было просто. Кто-то хочет купить в диапазоне $1.10-$1.20, кто-то хочет продать в том же диапазоне, в среднем сделка совершается по средней цене в $1.05. В какой-то момент бирж стало много, они стали взаимосвязаны, и появились люди, которые догадались, что если оптимизировать скорость и совершать транзакции очень-очень быстро, то можно стать промежуточным звеном, и опережать других «медленных» участников рынка, самим скупить по $1.10, продать по $1.20, и положить разницу в десять центов себе в карман. В итоге, продавец продал дешево, покупатель купил дорого, а кто-то наварился без особых рисков. Схем больше одной, и они чуть сложнее, но суть примерно такая.

Были плохие парни – HFT-фирмы и нечестные инвестбанки, были хорошие – честные инвесторы и честные инвестбанки, и как-то раз хорошие парни поняли, что их на рынке обманывают, но не поняли как. И в течение всей книги выясняют, и оказывается что всё на рынке устроено ужасно нечестно и помогает наживаться спекулянтам. Хороший парень рассказывает об этом всем, все ужасаются, и даже SEC, но не могут ничего сделать. Тогда главный хороший парень бросает работу с зарплатой $2 млн. в год, и открывает свою «честную» биржу. Ему мешают плохие парни, но он побеждает. Конец истории.

Первые страниц 50 я хотел эту книгу порекомендовать, но пока дочитал - передумал. Потому что всю суть я описал, а остальное – это попытка Майкла Льюиса написать художественный текст на заданную тему, а художественный текст он писать не умеет. Плюс плохой перевод – в трейдинге довольно много лексики, перевода которой не существует или он неочевидный – но переводчику виднее, поэтому в тексте регулярно появляются слова, понять значение которых можно только дословно переведя на английский, а потом обратно на русский.

Рекомендация – читать, если вы фанат трейдинга, инвестбанков и тому подобного, а художественные достоинства от книги вам не требуются. В любом другом случае – не читать.
default

О книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» (Mindset)

В оригинале книга называется ”Mindset: The New Psychology of Success” («Установка: новая психология успеха»), и это как раз тот случай, когда неточный перевод отталкивает от чтения книги. Я понимаю проблемы издателей из МИФ – в России словосочетание «установка на успех» вызывает ассоциацию то ли с сектой, то ли с мошенниками, то ли с бульварной литературой из серии «помоги себе сам».

К счастью для читателя, Кэрол Дуэк не относится ни к одной из этих категорий – она профессиональный психолог, получила Ph. D. в Йельском университете еще в 1972 году, с 2004 преподает и занимается исследованиями в Стэнфорде. Все выводы в ее книги сделаны на основе многочисленных психологических экспериментов, и проверены на группах детей и взрослых. В мой список для чтения книга попала по рекомендации Билла Гейтса, который включил ее в свой список лучших книг, прочитанных в 2015 году.

В своем выступлении на TED, набравшем более трех с половиной миллионов просмотров, Кэрол рассказывает о том, как группа поработала с подростками одной из отстающих школ в Южном Бронксе, в результате чего, через год класс стал лучшим в штате Нью-Йорк. Психологи не занимались с подростками математикой, а помогали подросткам формировать установку на то, что результаты зависят не столько от таланта, сколько от приложенных усилий и веры в то, что способности можно улучшить. Это выступление на TED я смотрел достаточно давно, и думал, что книга будет примерно о том же.

Мое ожидание оправдалось только отчасти. Оказалось, что «установка на данность», как называет её Кэрол, мешает не только «неудачникам», но и «успешным» людям. Установка на данность (fixed mindset) – это вера в то, что способности даются от природы, и что наличие врожденных способностей для успеха важнее, чем упорный труд в выбранной области. С «неудачниками» все понятно: если веришь, что у тебя ничего не получится, то так и будет.

Но для меня стало открытием, что вера в собственные врожденные способности тоже вредна для результатов! Оказывается, обладатели «установки на данность» неправильно воспринимают неудачи – они говорят себе не «у меня не получилось», а «может быть я не талантливый?», и тяжело переживают это. Из-за этого они стараются минимизировать вероятность разочарования в своей гениальности - они боятся рисковать, не берутся за сложные задания, которые могут выставить их в плохом свете, хуже проходят кризисы, и плохо влияют на своих подчиненных, отказываясь слышать плохие новости. Вне зависимости от «полярности» установки на данность она препятствует приложению усилий.

Кэррол приводит сотни примеров из областей спорта, бизнеса, отношений с партнерами и детьми, подтверждающими ее точку зрения: неправильная установка может стать причиной провала, правильная установка – важная составляющая успеха. Как изменить установку? Самое основное – это понимать, как она работает – и именно этому и посвящена книга. Зная неправильные модели поведения и анализируя себя, можно заставить себя думать и действовать по другому – сначала для этого потребуется волевое усилие, а потом новый способ мышления войдет в привычку.

С моей точки зрения книга великолепна, и обязательна к прочтению для тех, кто хочет прожить счастливую жизнь и добиться в чем-то успеха. Я читаю довольно много литературы по саморазвитию, но и я нашел в этой книге новое и полезное для себя.

Из минусов отмечу, что книга достаточно большая и перегружена примерами из области спорта, особенно сложно мне дались американский футбол и баскетбол. Пару раз мне казалось, что Кэррол повторяет одно и то же в десятый раз, и я хотел бросить ее на середине; однако, я рад, что не сделал этого (хотя, в какой-то момент я взял перерыв и прочитал книгу Flash Boys, о ней в следующей рецензии). Те, кто смог прорваться через примеры из спорта, будут награждены бизнес-историями, примерами из личной жизни и полезными советами по формированию правильной установки у детей.

В качестве вывода – однозначно рекомендую прочитать, и регулярно перечитывать.
default

О книге Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»

К советскому кинематографу я отношусь довольно прохладно, поэтому книжку известного режиссера Георгия Данелии (режиссера «Мимино», «Кин-дза-за» и еще 20 с лишним фильмов) я начинал читать с некоторой предвзятостью.

Предвзятости мне хватило примерно на три минуты, после которых я полюбил Данелию-автора так, как никогда не полюблю Данелию-режиссера. «Безбилетный пассажир» - это замечательный сборник коротких рассказов, из которых процитировать хочется каждый второй. Они лёгкие, ироничные и очень жизненные. По стилю это похоже на Довлатова, если бы он стал вдруг оптимистом.

В чем-то, наверное, Данелии повезло. Тягот войны он почти не знал (ребенком его эвакуировали), его не посадили (хотя, он бывал к этому близок), он вырос в прекрасной семье (родители у него были, как сейчас говорят, крепким средним классам), ездил за границу, любил, был любим, снимал, фильмы его почти не запрещали – в общем, жил полной жизнью (и надеюсь, до сих пор продолжает это делать в свои 85 лет). Поэтому и книгу он написал легкую и веселую. Я вам ее всячески рекомендую.

У Данелии есть еще две книги: «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась» - я их обязательно прочитаю

И в качестве примера - один маленький рассказик:

В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво - вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный покосившийся забор. И я сказал администратору Федорцу, чтобы завтра во время съемки был автобус, - закрыть забор от камеры.

- Не надо, - сказал второй режиссер. - Давай снимем так, нечего их ублажать.

Вторым режиссером на этой картине был Леонид Васильевич Басов, бывший заместитель Нового директора 'Мосфильма', - тот самый, который на показе 'Сережи' тапочки не разглядел. После того как его разжаловали из замдиректоров, вкусы у него поменялись.

- Нет, - сказал я. - Потом начнут цепляться, что очерняем действительность. Как вы тогда с этими идиотскими тапочками.

- Человеку свойственно чувство самосохранения, - объяснил Басов. - Раскаленное железо рукой не схватишь: знаешь, что обожжет.

Утром на следующий день приехали на съемку - автобуса нет.

- Не дали, - сказал Федорец.

- Снимем так, - опять сказал Басов.

- Нет, - не согласился я и попросил Басова позвонить Залбштейну. Директором фильма 'Путь к причалу' был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом.

Басов из автомата позвонил в гостиницу и сообщил Залбштейну, что здесь в кадре всякая срань, а загородить ее нечем. Поэтому мы будем снимать все как есть и очерним советскую действительность. А виноват будет он, Залбштейн, потому что не обеспечил автобус.

- Не снимайте! - завопил Залбштейн. - Будет автобус.

Минут через сорок приехала милиция, а за ней начали подъезжать автобусы, один за другим. Все прибывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять... А потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна.

После звонка Басова Залбштейн помчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша попыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул ее и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома.(Первые лица Мурманской области.)

- Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите! (Самое страшное наказание для коммуниста.)

Пауза.

- В чем дело? - спросил Первый секретарь. - Выражайтесь конкретнее.

Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали.

Все облегченно вздохнули и заулыбались.

И к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома, командующий военным округом, на всякий случай прислал два бронетранспортера, на одном из которых и приехал на съемочную площадку Дмитрий Иосифович Залбштейн.



Все мои рецензии на книги доступны по тегу books.
default

О книге Эшли Эванса «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Илона Маска довольно плохо знают в России, поэтому рецензию на эту книгу сложно начать с перечисления ее художественных достоинств. Книгу непонятно о ком никто читать не захочет, поэтому я решил, что сначала расскажу об Илоне Маске и его проектах. Если вдруг вы принадлежите к счастливому меньшинству тех, кто следит за деятельностью Илона, то не стесняйтесь и пропустите следующие три абзаца.

Илон Маск родился и закончил школу в ЮАР. Оттуда он перебрался в Канаду, а потом – в США, в престижный университет Пенсильвании. Маск начинал как типичный герой айтишных историй успеха – создал карту-каталог Zip2 (что-то вроде современных Гугл-карт) и продал её Compaq, заработав на этом 10 миллионов долларов. Эти деньги он вложил в создание интернет-банка X.com. Нужно сказать, что дело было в 1999 году, когда слова «банк» и «интрнет» редко стояли в одном предложении, а совершение банковских операций через интернет казалось вредной и опасной идеей. Однако, дело пошло. Через какое-то время X.com объединился с PayPal, а в 2002 году Маск продал объединенную компанию eBay за полтора миллиарда долларов. Принадлежащая ему лично доля компании составила 165 миллионов.

В 2002 году типичная IT-история перестала быть таковой – Илон основал SpaceX, компанию, которая планировала запускать в космос ракеты, а своей стратегической целью Маск назвал колонизацию Марса. В 2003 году Маск профинансировал молодой стартап по производству автомобилей под названием Tesla, а в 2006 году – стартап своих кузенов SolarCity, который занимался установкой батарей, работающих на солнечной энергии, на крыши домов. Все эти три стартапа объединяло одно: большая часть людей, считала их идиотской и безрассудной тратой денег.

Долгое время скептики торжествовали – все компании чуть было не приказали долго жить в 2008, когда грянул финансовый кризис, а миллионы Маска подходили к концу. Три ракетных запуска SpaceX провалились; у Tesla все еще не было ни достойного продукта, ни промышленных мощностей. Дело шло к банкротству. Однако, Маску повезло – четвертый запуск ракеты Falcon оказался успешным, и компания смогла получить полуторамиллиардный контракт с НАСА. У Tesla дела тоже наладились: в кризис удалось по дешевке купить завод, с которого ушла Toyota, и начать производство. Model S и Model X оказались очень успешными в премиальном сегменте, и сейчас Маск готовит к запуску Model 3 – бюджетный вариант электрокара.

Главная проблема написания книги об Илоне Маске заключалась в том, что он не очень-то желал делиться подробностями ни о своей жизни, ни о своих компаниях. SpaceX – даже не публичная компания, поэтому доступной информации о ней совсем мало. Однако Эшли Эванс оказался не менее упертым, чем сам Маск, и через пару лет добился-таки расположения Илона. В награду он получил десятки часов бесед как с самим Маском, так и с его топ-менеджерами. При этом книга не превратилась в рекламную брошюру, воспевающую Tesla и SpaceX – поначалу Маск хотел получить возможность вносить правки в черновик в обмен на свою помощь, но Эванс не согласился на это и смог отстоять эту позицию. В итоге получилась книга, которая показывает Илона Маска настолько разносторонне, что не сразу и понимаешь – симпатизируешь ты герою или нет. С одной стороны, он визионер и эффективный управленец, а с другой – слишком уж эмоциональный мечтатель, компании которого чудом не развалились и не обанкротились. К концу книги сомнений не остается – автор восхищается Маском, и это восхищение передается читателю.

Поводов для восхищения два, первый из них – управленческий. Маск делает невозможное, делает это с упорством и адской, нечеловеческой энергией. За несколько лет с бюджетом всего 200 миллионов коммерческая компания с нуля создала ракеты, способные летать в космос, и делать это гораздо дешевле, чем кто-либо из конкурентов. В частности SpaceX стала первой частной компанией, ракеты которой пристыковались к МКС. Делает он это крайне простым способом – с фантастическим упорством нанимая лучших людей, требуя от них невозможного и убирая все преграды с их пути. По сути SpaceX сделала этакий agile в разработке ракет – сконцентрировалась на продукте вместо процесса, максимально усилила взаимодействие между инженерами (авторами требований) и техниками (разработчиками) и дала возможность быстро делать и опробовать изменения (автоматизированные тесты и отсутствие лишних ограничений в процессе).

Второй повод для восхищения – технологический. Маск делает те вещи, которые еще вчера казались невозможными. Дешевые ракеты. Красивые и быстрые электрокары, не воспринимающиеся как посредственная замена нормального автомобиля для фриков-гринписовцев. Он не концентрируется на деньгах, мечтает смело, делает красивые продукты, и уделяет внимание деталям. В этом смысле он похож на Стива Джобса, поэтому их так часто сравнивают. В остальном, правда, на Джобса он похож мало, поэтому сравнивать приходится очень осторожно.

В качестве заключения, я вам настоятельно рекомендую прочитать эту книгу, несмотря на довольно высокую цену (1077 рублей за бумажную и 499 рублей за электронную версию). Все проекты Маска могут показаться неактуальными для России, но, как ни странно, именно для нее они очень важны. Скоро всем станет понятно, что электроавтомобили стали лучше, надежнее и безопаснее классических. Пройдет 10 лет, и они вдобавок станут гораздо дешевле по совокупной стоимости владения: электричество дешевле бензина, плюс электрокары дешевле в обслуживании – у них гораздо меньше трущихся частей. А это значит, что через 20-30 лет, когда электрокары массово заменят существующий парк машин, мировой спрос на нефть неизбежно упадет. И этого мы уже не заметить не сможем.
default

Книги 2015

По традиции, книжки прочитанные в 2015 и в конце 2014, не попавшие в предыдущий пост. За 2015 прочитал 30 книг (еще штук 10 остались недочитанными). Открытия года для меня - Черчиль и Шварценеггер, обоих горячо рекомендую.

конец 2014
Пелевин - Любовь к трем Цукербринам
Борис Акунин - Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период.
Роберт Твиггер - Злые Белые пижамы
Патрик Смит - Говорит командир корабля
Жизнь и необычные приключения солдата Чонкина (книга 1 “Лицо неприкосновенное")
Жизнь и необычные приключения солдата Чонкина (книга 2 “Претендент на престол”)
Жизнь и необычные приключения солдата Чонкина (книга 3 “Перемещенное лицо”)
Роберт Гэлбрейт (Джоан Роулинг) - Зов кукушки
Роберт Гэлбрейт (Джоан Роулинг) - Шелкопряд
Инна Кузнецова - Месяц в небе. Практические заметки о путях профессионального роста.

2015
Инна Кузнецова - Вверх! Практический подход к карьерному росту.
Бернард Шоу - Пигмалион, Смуглая леди сонетов
Дмитрий Быков. Икс.
Шендерович “Операция остров"
Ходорковский, Наталья Геворкян "Тюрьма и воля"
Уинстон Черчиль "Мои ранние годы”
Сергей Лукьяненко - Шестой Дозор
"Дорогая редакция” (рецензия)
Вадим Шефнер - девушка у обрыва
Борис Акунин - Планета вода
Уинстон Черчиль - Painting as a pastime
Борис Акунин - Бох и Шельма
Нарине Абгарян - Понаехавшая
Анна Гавальда - 35 кило надежды - очень короткая и пронзительная книга от лица 13-летнего мальчика, который ненавидит школу, но обожает мастерить и своего деда. На самом деле, это про нас про всех.
Джон Гришем - пора убивать - этим прекрасным детективом я коротал поездку из Алтая в Новосибирск
Агата Кристи - Девять негритят
Максим Чертанов - Хемингуэй - огромная по биография, которую я пытался дочитать месяца три, по-моему. В итоге смог, и рад этому.
Арнольд Шварценеггер - Вспомнить все. Моя невероятно правдивая история. - очень крутая, мотивирующая книжка, напоминающая, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом и что для выдающихся результатов нужно ставить выдающиеся цели и проявлять выдающееся трудолюбие.
Пола Хокинс - Девушка в поезде
Валерий Фрид - 58 1/2 Записки лагерного придурка
Салтыков-Щедрин - История одного города
Арчибальд Джозеф Кронин - Цитадель - отличная книжка про врача в Англии, начало 20 века, в реалистичном жанре. О том, как выбирать между деньгами и настоящей работой.
Амели Нотомб - Токийская невеста
Харуки Мураками - Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий. Читается легко, но по меркам прошлых романов, мне показалось слабовато.
Агата Кристи - Убийство в восточном экспрессе
Агата Кристи - Карибская тайна
Джордж Оруэлл - Скотный двор
Агата Кристи - Загадочное происшествие в Стайлзе
Анна Матвеева - Девять девяностых. - Это настоящая литература, простая, пронзительная и про людей. Истории формально о девяностых, но автор свободно прыгает между десятилетиями, чтобы раскрыть судьбы героев.
Тимур Вермеш - он снова здесь. Сеттинг книги мягко говоря неоднозначный - Гитлер просыпается в 2011 году в Бкрлине, оказывается, что он не умер. Немного обалдевает от происходящего, но быстро адаптируется и устраивается на телевидение. Интересно.
Жоэль Диккер - Правда о деле Гарри Клеберта - потрясающий детектив, лучший, что я читал в этом году
default

Грустные песни о яблоках

Наблюдения за последними продуктами Apple навевают довольно мрачные прогнозы о будущем компании. Сразу скажу, что я владелец iPhone 6, MacBook Air и старенького iPad - то есть, к бренду я более чем лоялен.

Но тем не менее, изучая продукты последнего релиза, я понял: я не хочу новый iPhone. До этого всегда хотел, а теперь нет. Это очень хороший телефон, но и только. Раньше продукция Apple всегда была чем-то бОльшим, чем-то особенным, был тот самый vision, к которому было приятно прикоснуться и почувствовать: ты пользуешься не просто лучшим продуктом из линейки аналогов, ты пользуешься продуктом завтрашнего дня, который завтра будут копировать конкуренты.

Этого чувства больше нет. С тех пор как Стив Джобс умер в 2011 году, компании удалось выпустить несколько прекрасных продуктов: мне понравился iPad Mini, новые MacBook Pro 2012/2013 были прекрасны, iPhone 5 тоже получился отличным телефоном. Казалось, что контора может жить и без Джобса, но видимо нет. В новых операционках нет новых интересных фич, зато появились баги; iPhone копирует решения Андроида, а единственный по-настоящему новый продукт AppleWatch – очень крут технологически, но его use case абсолютно непонятен. Ровно как и у гигантского iPad Pro. Ну а про розовый iPhone я вообще молчу.

Поэтому повторюсь: я больше не хочу новый iPhone (если нет разницы, зачем платить больше?), я не хочу Apple Watch, максимум, что я хочу – новый MacBook, но и в этом я не уверен. Я не уверен, что именно я хочу, но смысл переплачивать за «премиальность» и «качество» пропал – я больше не чувствую ни того, ни другого.

Судя по обзорам, которые я смотрел, мои чувства разделяют многие. И это весьма грустно для Apple. В структуре выручки за 2014 год iPhone занимают 55%, iPad – 16%, выручка iTunes – 10% (большая часть, полагаю, приходится на iPhone/iPad).

Как я уже говорил, покупка iPhone – довольно иррациональная штука, телефон со сходными характеристиками на Андроиде можно купить в 1.5-2 раза дешевле. Даже если Apple снизит цены, это не поможет, а может произойдет ровно обратное, ведь это будет дополнительным сигналом, что компания больше не может производить что-то по-настоящему уникальное, и вынуждена конкурировать просто по соотношению цена/качество. И это лишь ускорит отток фанатов.

Если упадут продажи iPhone, и люди перейдут на другую ОС, то iPad и iTunes потянутся за ними – все это части одной экосистемы. А в сумме это 80% выручки.

Если говорить о цене акций, я думаю, что они упадут в первый же год, когда компания покажет серьезную отрицательную динамику по продажам телефонов, полагаю, это может произойти уже в 2016. В 2015 скорее всего общая выручка, скорее всего, еще вырастет, т.к. iPhone 6 продавался очень хорошо, плюс пока неплохо идет Apple Watch. Но часы не спасут: во-первых, часть «магии», а, во-вторых, они тоже полностью завязаны на экосистему iPhone.

Поскольку Apple – «модный» продукт, то падение может быть лавинообразным, выход из моды может быть очень быстрым. А падение цен на акции может быть опережающим, ведь в цену акций всегда заложены ожидания динамики будущих периодов: скажем, если выручка упадет в 2016 году на 30%, акции легко могут упасть в несколько раз.

Полагаю, основным триггером падения будет выход iPhone 7 – ожидания от него будет очень большие (фактически «пан или пропал»), а шансы порадовать нас чем-то новым у ребят из Купертино не очень большие. И если отсутствие улучшений в iPhone 6S можно списать на «промежуточную модель», то с семеркой это не пройдет.

Кому это дает шанс? Конечно Google – корпорация добра имеет шанс стать монополистом на рынке мобильных операционных систем. Как ни странно, Microsoft – хоть я и не очень верю в мобильный Windows, общий выход Apple из моды, может сократить долю MacBook, тем более, что новый Windows 10 весьма неплох. Кроме того, полагаю, выиграет Samsung – как главный конкурент Apple в стане мобильных телефонов премиального сегмента.

Ну, и прогноз (проверю свою интуицию через пару лет): акции Apple к концу 2017 года – 25-30% от нынешней цены (30-40$).
default

По поводу покупки Трансаэро Аэрофлотом

По поводу покупки Трансаэро Аэрофлотом, хочу сказать, что я Аэрофлоту очень сочувствую, потому как Трансаэро – это не банкрот, это гораздо хуже.

Интересующихся предлагаю ознакомиться с годовым отчетом компании за 2014 год, официально доступном в интернете – это без сомнения шедевр бухгалтерской отчетности. Перейдем к деталям.

За 2014 год пассивы (обязательства) компании выросли на 50 миллиардов рублей. Из них, 15 миллиардов – это увеличение долговой нагрузки (с 50 до 65), еще на 17 миллиардов (до 47) выросла кредиторская задолженность (это задолженность за товары и услуги, которые компании были поставлены или оказаны, но не были оплачены). Еще раз, подчеркну, по состоянию на конец 2014 компания должна была 112 миллиардов рублей (+32 миллиарда за год).

При этом, у компании существовал непокрытый убыток в 51 миллиард (рост на 19 миллиардов по сравнению с прошлым годом). Минус 19 миллиардов – это официальный результат деятельности компании в 2014 году.

Но самое интересное начинается в активах. Сначала по сути – в парке компании 104 самолета, из них в собственности только 9, остальные в лизинге и аренде. Это 10 миллиардов (это я беру из отчета, на самом деле максимум 5, если они новые). Еще 10 миллиардов – дебиторская задолженность. Но самая интересная строчка – нематериальные активы. Они магическим образом выросли в 2014 году с 2 миллиардов до 61 миллиарда рублей. Что это за магический нематериальный актив, и как ему удалось так вырасти в цене в кризисный год публичная компания «Трансаэро» не раскрывает.

Зато на этот вопрос отвечают аудиторы в том же самом отчете. Оказывается в 61 миллиард рублей менеджмент Трансаэро оценил «стоимость товарных знаков». No comments.

Вы думаете это все? Аудиторы скромно замечают, что оценка стоимости заемных средств, кредиторской и дебиторской задолженности произведена не по актуальному курсу (для доллара это 56 рублей за доллар), а по курсу на дату совершения операции. Это нарушает требования по составлению отчетности, но нас интересует не столько это, сколько размер «дыры» в бюджете, который таким образом не показан. Если предположить, что оригинальные долги брались по курсу 30, то для базы в 29 миллиардов рублей (ее тоже указывают аудиторы), скрытая задолженность составляет еще +23 миллиарда (а если нынешнему курсу, то и все 33 миллиарда).

Итого, 112+33 = 145 миллиардов рублей долгов против 20-30 миллиардов реальных активов. Всю разницу Аэрофлоту придется взять на себя.

Операционная прибыль аэрофлота – 11 миллиардов за 2014 год, 20 миллиардов – за 2013, про чистую прибыль вообще промолчу.

Предлагаю пофантазировать, что могли предложить Аэрофлоту, чтобы он согласился взять на себя это счастье.
default

Наши в Ъ

Тут фото со мной попало в Коммерсантъ, в раздел "Культура".


Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Забавная история получилась, на самом деле. Едим мы мороженое в обед, никого не трогаем, а тут Ирина фото для статьи делает, так и познакомились.